- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Защита жилищных прав граждан
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001669 |
Тема: | Защита жилищных прав граждан |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Формы защиты жилищных прав………………………………………6 1.1 Досудебная защита жилищных прав………………………………………6 1.2. Судебная защита жилищных прав…………………………………………18 Глава 2. Защита отдельных видов жилищных прав…………………………..23 2.1. Защита жилищных прав членов семьи собственника жилого помещения………………………………………………………………………23 2.2. Защита жилищных прав по спорам, связанным с сохранением самовольно переустроенного (перепланированного) жилого помещения….35 2.3. Защита жилищных прав по спорам, вытекающим из членства в жилищном и жилищно-строительном кооперативе…………………………..40 2.4. Защита жилищных прав по спорам о приватизации жилых помещений………………………………………………………………………46 2.5.Защита жилищных прав в случаях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и выселения из жилых помещений……………………………………………………………………….52 Заключение………………………………………………………………………61 Список использованных источников…………………………………………..66 ВВЕДЕНИЕ Происходящие в России политические и социально-экономические перемены кардинально изменили многие аспекты жизни граждан. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила измененные принципы государственного устройства, отношения собственности, новые правоотношения государства и граждан, расширила объем прав и свобод граждан, определила новый статус субъектов Российской Федерации, что, естественно, привело к множественным изменениями и в нормативных актах, регламентирующих права собственности на жилье, порядок возведения жилых строений, учет и распределение жилых помещений, права граждан на пользование жилищем, другие правоотношения в жилищной сфере.1 Жилищные вопросы были актуальны во все времена. Особенно остро они встали сейчас, когда появилось гораздо больше свободы выбора – каким способом приобрести квартиру, как ею распорядиться, как защитить свои права, но вместе с тем возникли и новые проблемы, обусловленные противоречивостью современного законодательства. Жилищный кодекс ввел довольно широкое по содержанию понятие «жилищные права». Они определены как права, вытекающие из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Таким образом, не все «жилищные» права представляют собой права на жилище, поскольку с учетом положений ст.4 ЖК РФ к «жилищным» отнесены и право члена кооператива на участие в управлении этим юридическим лицом, и право собственника квартиры на непосредственное управление многоквартирным домом, и другие. Иными словами, «жилищные права» - это субъективные права, определяемые жилищным законодательством. Споры, связанные с реализацией права на жилище, достаточно распространены в судебной практике России и традиционно являются в рамках всей системы гражданско-правовых споров одной из наиболее часто рассматриваемых судами общей юрисдикции категорий дел. Сюда могут быть отнесены дела о выселении на различных основаниях, о приватизации, о перепланировке жилого помещения; споры о разделе жилого помещения и другие вопросы; кроме того, в эту же группу дел могут быть отнесены и споры о признании различных сделок с жилыми помещениями недействительными (применении последствий недействительности ничтожных сделок). Связана такая распространенность подобных споров не только с социальной напряженностью в этой сфере общественных отношений, но и неопределенностью правовых норм, содержащих множество оценочных категорий, и потому предполагающих широкие возможности по свободному усмотрению правоприменителя, что создает очевидные предпосылки для возникновения споров о праве.2 Кроме того, зачастую одни и те же правоположения подвергаются порой взаимоисключающему толкованию со стороны судебных инстанций. Цель настоящего исследования :рассмотреть основные способы защиты жилищных прав граждан, а также наиболее проблемные вопросы, встречающиеся в практике применения жилищного законодательства, и являющиеся наиболее актуальными и интересными в жилищной сфере. Предметом исследования будут правоотношения в области защиты жилищных прав граждан. Объектом исследования являются нормы права, регулирующие формы защиты жилищных прав граждан. Задачами исследования являются: 1. рассмотреть общую характеристику досудебного и судебного порядка защиты жилищных прав граждан; 2. изучить вопросы правового регулирования защиты отдельных видов жилищных прав. Методологической основой исследования явились сравнительно-правовой, исторический, системно-логический, статистический, формально-юридический и другие методы научного познания. Структурно работа состоит из двух глав. В первой главе освещается административный способ защиты жилищных прав. Вторая глава раскрывает особенности судебной защиты жилищных прав и основные предметы судебных споров. В частности, споры по защите жилищных прав таких категорий граждан, как члены семьи собственника жилого помещения, несовершеннолетние, инвалиды, а также споры, связанные с переустройством и перепланировкой жилого помещения, с выселением граждан, с приватизацией и другие вопросы. По названной теме написано немало трудов. В данной дипломной работе раскрываются особо проблемные и спорные вопросы. При этом особое внимание уделено нормативным актам, регулирующим жилищные правоотношения, материалам периодической печати, научной литературе, учебной литературе, преимущественно последних лет. В основном работам русских правоведов: Данилова Е.П., Крашенинникова П.В., Толчееву Н.К, Мозымовой Е.Н., Шалыгину Б.И., Юмашеву А.С., Михеевой Л.Ю. и др. Право граждан на жилище предполагает возможность пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий. На практике применение этого права далеко от реализации, вследствие чего обратимся к вопросам защиты жилищных прав и интересов граждан. ГЛАВА 1. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 1.1. Досудебная защита жилищных прав граждан В жилищном праве, как и в гражданском, предусматриваются две формы защиты: судебная и административная. В Жилищном кодексе РФ заложен новый правовой механизм защиты жилищных прав, основанный на Конституции РФ3, статья 46 которой гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в частности жилищных. Статья 11 Жилищного Кодекса устанавливает общий порядок судебной защиты жилищных прав, являющейся одной из гарантий их осуществления. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. П. 2 ст. 11 допускает также административный порядок защиты жилищных прав. Административный порядок защиты жилищных прав может выражаться в следующем: обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти; принятие государственными органами, наделенными соответствующими полномочиями, решений с использованием способов защиты жилищных прав, предусмотренных п. 3 ст. 11 ЖК РФ и ст. 12 ГК РФ, при соблюдении процедуры, установленной нормативными актами. Таким образом, стороны жилищных правоотношений имеют возможность выбора между судебным и административным порядком защиты своих прав. В ЖК РСФСР4 1983г. защита жилищных прав осуществлялась преимущественно в административном порядке (то есть обращение с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимися вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право)5. В ЖК РФ административный порядок защиты жилищных прав предусматривается скорее как исключение. При этом административный порядок защиты жилищных прав применяется только в случаях, предусмотренных законом, и решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. п. 3 ст. 11 ЖК РФ устанавливает способы защиты жилищных прав. Часть из перечисленных способов может применяться участниками жилищных правоотношений самостоятельно, часть - только судом или государственными органами, осуществляющими защиту жилищных прав в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Также ряд способов применяется как самостоятельно, так и с помощью суда.6 Защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, имеющим большую, чем указанные, нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Защита гражданских прав осуществляется в каждом конкретном случае в одной из предусмотренных законом форм. Форма защиты гражданских прав определяется в юридической литературе по-разному. Так, одни авторы определяют ее как регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. Другие исследователи под формой защиты прав понимают "определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом".7 Классифицируя формы защиты гражданских прав, авторы в основном ориентируются на природу юрисдикционных органов. Так, Д.М. Чечот выделил судебную, административную, арбитражную, нотариальную и общественную формы защиты субъективного права и охраняемого законом интереса8. Следует согласиться с авторами, сводящими все формы защиты гражданских прав к двум основным: юрисдикционной и неюрисдикционной9. При этом под юрисдикционной формой защиты гражданских прав понимается деятельность уполномоченных государством органов, направленная на защиту гражданских прав. Неюрисдикционной считается деятельность самого управомоченного лица в правоотношении по защите нарушенных, оспоренных либо отрицаемых в иной форме гражданских прав без обращения для этого к компетентным органам. К юрисдикционной форме относится, в частности, нотариальная форма защиты гражданских прав10. Действующее российское законодательство нередко использует словосочетание "досудебный порядок урегулирования спора", не разъясняя его смысл. Кроме этого в юридической литературе к альтернативным формам разрешения правовых споров относят претензионный порядок урегулирования конфликтов, или претензионное производство11. При этом в законодательстве не содержится определения терминов "претензия", "претензионный порядок" или "претензионное производство". Слово "претензия" (от лат. praetensio - претензия, требование) означает требование кредитора к должнику об уплате долга, о возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков выполненной работы. Термин "досудебный порядок урегулирования спора" указывает лишь на период разрешения правового конфликта - до суда. Вместе с тем совершенно бесспорно, что предъявление и рассмотрение претензии представляет собой особый порядок разрешения спора между сторонами, предшествующий его направлению на рассмотрение специального компетентного государственного юрисдикционного органа, каким является суд. В этом смысле, конечно, претензионное производство является разновидностью досудебного порядка урегулирования споров. Законодатель фактически принимает равнозначность понятий «претензионное производство» и «досудебный порядок урегулирования спора».12 Наряду с претензионным производством возможны и иные способы досудебного урегулирования правовых конфликтов. К ним относятся, в частности, обращение к вышестоящему должностному органу, если такой нередко называемый административным порядок урегулирования спора допускается законом; направление налогоплательщику требования об уплате налога до обращения с соответствующим иском в суд и др. Таким образом, по логике законодателя, понятие “досудебный порядок урегулирования спора” является более широким, включающим в себя самые разнообразные формы досудебного решения возникшего правового конфликта. Указание на “досудебность” означает всего лишь их предшествование по времени судебному порядку урегулирования спора. Вместе с тем следует признать, что на сегодняшний день в действующем законодательстве нет четкости в разграничении претензионного порядка и иных видов досудебного урегулирования споров, вследствие чего и возможны ошибки как исследователей, так и правоприменителей, что чревато нарушением прав граждан и юридических лиц на скорую судебную защиту. Важнейшим признаком, характеризующим претензионное производство, как, впрочем, и любой другой досудебный порядок урегулирования споров, помимо указания на время его осуществления (досудебный период развития правового конфликта), является его установление федеральным законом или соглашением сторон. В юридической литературе отмечается, что урегулирование спора в претензионном или ином досудебном порядке по своей сути является мировым соглашением путем признания должником (обязанным лицом) обоснованности требований кредитора (управомоченного лица) и их добровольного исполнения, это один из способов примирения.13 Защита жилищных прав осуществляется в основном государственными и муниципальными органами. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Каждый из этих органов осуществляет полномочия в жилищной сфере. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»14 образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ. Основной функцией органов государственной власти является учет жилищных фондов, она возложена на Правительство РФ. Порядок учета жилищного фонда определен постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»15, Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. № 3716. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности»17, такой учет осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. Одна из функций органов государственной власти состоит в определении порядка признания помещения жилым и требований, которым должно отвечать жилое помещение. Определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также находится в ведении органов государственной власти Российской Федерации. Функция по определению иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также порядка предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации возложена также на федеральные органы. Аналогичные функции, но применительно к фонду субъектов Российской Федерации, возложены на органы субъектов РФ. Другой функцией органов государственной власти Российской Федерации является определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ данная функция возложена на Правительство РФ. Иная функция состоит в определении порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и определение правового положения членов таких кооперативов и товариществ, а также порядка предоставления членам кооперативов жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов18. Условия и порядок переустройства и перепланировки жилых помещений ранее определялись законами субъектов Российской Федерации, а в настоящее время установлены ст. 26-28 ЖК РФ. Акты субъектов Российской Федерации, определяющие условия и порядок переустройства и перепланировки жилых помещений, утратили силу с 1 марта 2005 г. Органы государственной власти осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Так, к контролирующим органам относятся органы государственной жилищной инспекции, органы государственного архитектурно-строительного надзора, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, органы государственного энергетического надзора, органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и другие. Ст. 13 ЖК РФ определяет компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые не вправе выходить за пределы своей компетенции и принимать акты, относящиеся к компетенции органов государственной власти РФ и компетенции органов местного самоуправления. Первая функция органов государственной власти субъектов РФ состоит в государственном учете жилищного фонда субъекта Российской Федерации, который включает в себя жилые помещения, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ.19 Вторая функция заключается в порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ. Органы государственной власти субъектов РФ определяют лишь порядок предоставления жилых помещений. В соответствии с п. 7 ст. 12 ЖК РФ основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов определяются органами государственной власти Российской Федерации. Акты органов государственной власти, определяющие основания предоставления специализированных жилых помещений по договорам найма, с 1 марта 2005 г. не подлежат применению.20 Признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания является прерогативой субъекта Российской Федерации на основании Порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания». Органом, осуществляющим признание жилого помещения непригодным, как правило, является соответствующая жилищная комиссия. В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.21 В зависимости от уровня муниципального образования, площади, численности жителей и других обстоятельств могут функционировать и другие органы местного самоуправления, в частности, структурные подразделения администрации, занимающиеся вопросами строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 в функции органов местного самоуправления входят обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге вопросы жилищных отношений регулируются принятыми законами этих субъектов Российской Федерации22. Кроме этого государственные органы данных субъектов РФ так же могут принимать решения в рамках защиты жилищных прав граждан. Так, в прокуратуре Петродворцового района Санкт-Петербурга создана мобильная группа по оперативному реагированию на факты нарушений законов в жилищно-коммунальной сфере. Группа создана во исполнение приказа прокурора Санкт-Петербурга. Основная цель ее деятельности – анализ поступающих в прокуратуру обращений градан, организаций, должностных лиц, сообщений средств массовой инфомации о нарушениях, допущенных в сфере жилищно-комунального хозяйства, энергоснабжения, проведение проверок, незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования по фактам нарушения жилищных прав граждан.23 В регионах действуют различные комиссии, инспекции и другие органы, которые призваны обеспечить защиту жилищных прав граждан. Например, в г.Москве создана городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечени родителей (распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 № 547-РП24). Административная форма защиты реализуется органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальными органами, в частности, жилищными комиссиями, органами опеки и попечительства25. В соответствии со ст.20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.26 В частности, контроль за использованием жилищного фонда осуществляет жилищная инспекция. Государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и органов государственной жилищной инспекции субъектов РФ. Жилищная комиссия вправе рассматривать представления, жалобы, предложения, ходатайства и прочие обращения по вопросам: о неправомерности действий и решений государственных жилищных инспекторов; о необоснованности размеров наложенных финансовых санкций; об отказах от предоставления доступа в помещения документации, необходимой при инспекционном обследовании и освидетельствовании помещений в жилищном фонде и др27. Главная задача государственной жилищной инспекции в Российской Федерации — контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства. Нельзя не отметить, что ряд ученых рассматривает нотариальную форму защиты гражданских прав в рамках административной формы28. Такой подход характерен не только для авторов, исследовавших обозначенную проблему в советский период развития нашего государства, когда нотариат традиционно рассматривался в качестве органа государственного управления, но и для современных авторов. В частности, А.П. Вершинин объясняет отнесение защиты гражданских прав нотариусом к административной форме тем, что нотариус назначается на должность органом юстиции и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами осуществляют органы юстиции и нотариальные палаты29. Административный порядок защиты гражданских прав по своему характеру соответствует таким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому30. Специфика рассмотрения дела нотариальным органом заключается в том, что нотариус не находится в особых отношениях с лицами, обращающимися за совершением нотариального действия, и не имеет никакой заинтересованности в исходе дела. Поэтому в литературе неоднократно отмечалось определенное сходство нотариальной формы не с административной, а с судебной формой защиты права31. К подведомственности нотариальных органов относится установление фактов, имеющих юридическое значение. Так, нотариус удостоверяет факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, удостоверяет время предъявления документов (гл. XIV Основ законодательства РФ о нотариате). Ряд других нотариальных действий, прямо не отнесенных законом к действиям по "удостоверению фактов", по сути дела, является таковым. В частности, свидетельствуя верность копий документов, нотариус подтверждает факт соответствия копии представленному оригиналу, а свидетельствуя подлинность подписи на документе, устанавливает факт подписания документа определенным лицом.32 Нотариат защищает интересы, связанные с установлением очевидных фактов и обстоятельств, в то время как суд устанавливает такие факты и обстоятельства, существование которых не представляется очевидным и требует достаточно обширного анализа доказательств. Таким образом, нотариальную защиту гражданских прав в целом, и жилищных прав граждан, в частности, можно отнести к одному из способов досудебной защиты прав граждан. 1.2. Судебная защита жилищных прав Процесс расширения судебной формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан, установление приоритета судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства - одно из непременных условий существования демократического правового государства, что установлено в Конституции Российской Федерации. Причем судебный порядок защиты субъективных прав и свобод граждан является наиболее регламентированным и совершенным, поскольку гражданское судопроизводство - это процесс, приспособленный к защите практически любых субъективных прав и законных интересов личности, в том числе права граждан на жилище.33 Жилищные споры - это особая разновидность споров, затрагивающих жилищные права и интересы граждан и организаций, необходимость защиты их субъективных прав по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. В судебной практике дела, связанные с жилищными спорами, условно охватываются более широким понятием "гражданские дела".34 ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в частности, жилищных. Поэтому ЖК РФ закрепляет приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав по отношению к защите таких прав в административном порядке (ст. 11). Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ35 суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений. Судебная форма защиты осуществляется судами, в частности, в рамках искового производства, приказного производства, особого производства. Так, в приказном производстве рассматриваются дела о взыскании оплаты за коммунальные услуги.36 Правила о подсудности позволяют распределить гражданские дела, подведомственые судам общей юрисдикции, между различными судами, определить суд или мирового судью, к компетенции которых относится рассмотрение и разрешение кнкретного гражданского дела. Под судами понимаются арбитражные суды, третейские суды, суды общей юрисдикции. В основном жилищные споры рассматриваются судами общей юрисдикции. Компетенция судов общей юрисдикции определена Федеральным Конституционным законом от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе»37 (ст. 19—21). Так, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: дела о выдаче судебного приказа (например, дела о взыскании задолженности по коммунальным услугам); дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; дела об определении порядка пользования имуществом, в том числе жилыми помещениями (ст.3 ФЗ от 17.12.1998 №188-ФЗ «О мировых судьях в РФ»38). Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд — непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района39. Районному суду подсудны, например, дела об оспаривании исключения гражданина из членов кооператива, о выселении из жилого помещения и др. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа выступают в качестве суда кассационной или надзорной инстанции по жилищным спорам. В качестве суда первой инстанции суды субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций (например, законы г. Москвы, затрагивающие жилищные права граждан). Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. В пределах своей компетенции Верховный Суд РФ рассматривает дела в качестве суда второй инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — и в качестве суда первой инстанции.40 В Верховном Суде РФ дела по жилищным спорам в основном рассматриваются в порядке надзора. В качестве суда первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации; об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций41 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ). ГПК РФ предусмотрено (наряду с рассмотрением и разрешением дел судами общей юрисдикцией) рассмотрение гражданских дел третейскими судами. Передача спора на рассмотрение этого суда возможна по соглашению сторон в гражданском процессе (на основании третейского соглашения). Защита жилищных прав может осуществляться Конституционным Судом РФ (ст. 125 Конституции РФ), а в случае, если гражданином исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в частности в Европейский Суд по правам человека (ч. 3 ст. 46 Конституции). В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Ни Конституция РФ, ни другие акты законодательства не содержат конкретного перечня решений и действий (бездействия), которые можно обжаловать, поскольку исходят из допустимости обжалования во всех случаях. 42 Уместно отметить, что органы прокуратуры вносят ощутимый вклад в дело защиты жилищных прав граждан. В 2005 г. прокурорами разрешено 81,1 тыс. жалоб на нарушения жилищного законодательства, что на 21% больше, чем в 2004 г., из них 17,6 тыс. (+17,7%) признаны обоснованными, и жилищные права граждан восстановлены. Более чем на треть увеличилось в 2005 г. количество выявленных прокурорами нарушений жилищных прав граждан разнопланового характера (55,1 тыс.), что обусловлено, в том числе действием нового ЖК РФ. В связи с отсутствием достаточной практики применения ЖК РФ можно прогнозировать в дальнейшем рост нарушений данного законодательства43. Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации»44 прокурору предоставлено право активно использовать обращение в суд в качестве эффективного средства реагирования на нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства. ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ 2.1. Защита жилищных прав членов семьи собственника жилого помещения, а также инвалидов и лиц пожилого возраста В зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права по-разному определяется круг членов семьи, связанных правами и обязанностями45. Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему помещении его родители и дети, супруга (супруг). Членами семьи собственника могут быть признаны также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях – иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Кодексом по-новому регулируются вопросы прекращения права пользования жилым помещением членов семьи собственника (ч.4 ст.31 ЖК РФ). В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения, право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Данная норма является новеллой ныне действующего жилищного законодательства.46 Прежнее жилищное законодательство относилось к данному вопросу более лояльно, если не сказать гуманно. Согласно ч.2 ст.127 ЖК РСФСР, право членов семьи собственника жилого помещения на пользование жилой площадью сохранялось за ними и при прекращении семейных отношений с собственником. Но данное положение породило и множество конфликтов, когда бывшие супруги, которых в принципе уже ничего не связывало, были просто вынуждены проживать совместно47. Вышеперечисленные лица обладают правом пользования жилым помещением наравне с его собственником, причем данное право не ограничено каким-либо сроком. Право пользования жилым помещением членов семьи собственника этого помещения возникает при их вселении в жилое помещение, а при прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения данное право не сохраняется. Помимо этого, члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая и самого собственника жилого помещения (п.3 ст.292 ГК РФ). Большинство специалистов, комментирующих статью 31 ЖК РФ, и, в част....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Защита прав граждан по социальному обеспечению, понятие и способы
- Защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования
- Уголовно-правовая защита неприкосновенности частной жизни, личной тайны и неприкосновенности жилища как основных конституционных прав граждан